«Гарант-Сервис» г. Красноярск
Информационно-правовое обеспечение Красноярского края

Налоговые преступления: закон что дышло...

Налоговые преступления: закон что дышло...
Сейчас возможности правоохранительных органов возбуждать дела по налоговым преступлениям существенно ограничены законом. Тем не менее на практике встречаются попытки обойти эти нормы.

Напомним, что в конце 2011 года в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения*(1). Поводом для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям*(2) теперь служат только те материалы, которые в соответствии с законодательно установленной процедурой следователи получают из налоговых органов.

Таким образом, в Следственном комитете могут принять решение о возбуждении дела по статьям 198-199.2 Уголовного кодекса исключительно на основании сведений, поступивших от налоговиков. Аналогичная информация, полученная, допустим, напрямую от полицейских, не может служить основанием для возбуждения уголовного дела.
Эти изменения особенно порадовали представителей бизнеса, которые страдали от злоупотреблений со стороны сотрудников полиции. Кроме того, для работников налоговых инспекций сбор материалов для возбуждения «налоговых» уголовных дел не является основным направлением деятельности. Скорее, это дополнительная нагрузка.

Казалось бы, уголовных дел этой категории, так же как и злоупотреблений в этой сфере со стороны недобросовестных правоохранителей, теперь должно стать существенно меньше. Однако на практике ситуация обстоит несколько иначе.

Обходные пути

Основная проблема заключается в том, что все эти безусловно положительные изменения принципиально не отразились на работе сотрудников полиции. Ведь обязанность выявлять и раскрывать преступления в сфере экономической деятельности с них никто не снимал. Просто в настоящее время изменился сам порядок сбора материалов и направления их следователям.

Иными словами, если раньше полицейские напрямую предоставляли в Следственный комитет материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по «налоговым» статьям Уголовного кодекса, которые обязательно содержали заключение специалиста о сумме неуплаченных налогов, то сейчас полицейские направляют их в налоговую инспекцию.
И если в этих материалах содержится информация, свидетельствующая о нарушениях налогового законодательства, которые подпадают под уголовную ответственность, то инспекция одновременно с уведомлением о назначении выездной проверки направляет полицейским запрос об участии в ней*(3).

Эффективность такого взаимодействия напрямую связана с личными отношениями, которые сложились между руководителями подразделений. Нередко личная просьба руководителя отдела полиции «повнимательней» отнестись к тому или иному материалу приводит к тому, что руководитель налогового органа принимает решение о проведении выездной проверки без особых оснований и в кратчайшие сроки.

Кроме того, так уж сложилось исторически, что в нашей стране после принятия новых законов правоприменители (т.е. прежде всего следователи и полицейские) думают, как обойти эти законы, при этом руководствуясь правилом: «что прямо не запрещено законом, то разрешено». И здесь им на помощь пришел все тот же Уголовно-процессуальный кодекс, нормы которого позволяют в рамках расследования уже возбужденного уголовного дела выявлять дополнительные эпизоды преступной деятельности предполагаемых фигурантов.

То есть, расследуя уголовное дело, возбужденное на основании материалов проверки полиции по какой-нибудь другой статье, следователь на вполне законных основаниях может поинтересоваться у руководителя организации, все ли необходимые налоги он заплатил, и следственным путем проверить это. Причем период финансово-хозяйственной деятельности организации, которым будет интересоваться следователь, может и не ограничиваться тремя годами, а возрасти до десяти лет, поскольку именно столько составляет максимальный срок давности по статье 199 Уголовного кодекса*(4). В ходе расследования уголовного дела следователь имеет полное право проводить обыски, выемки, допросы, назначать судебно-экономические экспертизы, в рамках которых будет установлено, сколько налогов не уплатил руководитель компании. При этом в своей работе следователи руководствуются прежде всего Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, игнорируя требования других норм законодательства.

К счастью, вышеописанная ситуация является скорее исключением и относится, как правило, к категории так называемых заказных дел. Обычно расследования по таким делам длятся годами и не имеют судебной перспективы.

Но необходимо учитывать, что несколько лет уголовного преследования в отношении руководителя существенно усложняют работу компании, в результате чего она может просто перестать существовать. Также мало кто из нанятых работников фирмы будет спокойно относиться к допросам, обыскам и другим следственным действиям, которые будут проходить в организации на протяжении длительного времени. Скорее всего большинство сотрудников просто уволится, а найти новых в этой ситуации будет непросто.

Как обезопасить фирму от контакта с правоохранителями?

Как видим, изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, касающиеся порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, возможно, и уменьшат количество злоупотреблений со стороны полицейских и следователей, но, к сожалению, полностью не исключат их. Известную поговорку «был бы человек, а статья найдется» никто не отменял.
В качестве рекомендаций приведем общие правила поведения в подобных ситуациях:

— при создании бизнеса в России прежде всего необходимо учесть специфику работы правоохранительной и судебной систем;
— работу офиса компании нужно организовать таким образом, чтобы исключить доступ «незваных гостей»;
— разработать и довести до сведения сотрудников компании инструкцию о том, как действовать в случае проведения оперативных и следственных мероприятий в офисе;
— обеспечить защиту информации;
— в числе контактов обязательно нужно иметь телефон специалиста, который при необходимости профессионально будет отстаивать интересы компании и ее руководителей.

Конечно, все эти рекомендации не смогут стопроцентно защитить бизнес от правового беспредела, но позволят существенно снизить возможные риски.

В заключение хотелось бы сообщить еще одну хорошую новость. Те изменения, которым подверглось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство за последние два года, позволили существенно снизить количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по экономическим преступлениям. Правового беспредела в этой сфере также стало значительно меньше. Недобросовестные предприниматели все реже «заказывают» своих конкурентов полицейским, а проблемы, возникающие у руководителей организаций с правоохранительными органами, все чаще удается решить в правовом поле.

В. Цилюрик,
партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры», адвокат

«Актуальная бухгалтерия», N 7, июль 2012 г.


*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ
*(2) статьи 198-199.2 УК РФ
*(3) приказ МВД России и ФНС России от 14.11.2011 N 1144/ММВ-7-2/774@
*(4) ст. 15, 78 УК РФ