О налоговой декларации, сроках ее сдачи и не только
О налоговой декларации, сроках ее сдачи и не только
Систематизируем информацию, отслеживая новшества-2015. При этом, согласно заявленной теме, будем «крутиться» вокруг декларации по НДС.
Бумага или «электронка»?
Уплачивать НДС (а значит, и представлять отчетность по нему) обязаны плательщики этого налога (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также те, кто хотя бы однажды выставлял счет-фактуру с выделенной суммой налога. К последним можно причислить (п. 5 ст. 173 НК РФ):
— лиц, не являющихся налогоплательщиками*(1) («упрощенцев», «вмененщиков», «сельскохозяйственников», «патентщиков»), и налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога*(2);
— налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
И тем, и другим (как плательщикам НДС, так и «случайно» попавшим в их ряды лицам) с января 2014 года вменена в обязанность сдача декларации по НДС в электронном виде. (Названное правило, напомним, внесено в Налоговый кодекс — в п. 5 ст. 174, в частности, — Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-Ф3; до обозначенной даты в электронном виде по НДС обязаны были отчитываться только те, у кого показатель среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год превышает 100 человек, а также вновь зарегистрированные (в том числе реорганизованные) налогоплательщики с количеством работников больше 100 человек — п. 3 ст. 80 НК РФ.)
Для некой группы субъектов законодатель предусмотрел-таки возможность «бумажного» отчета (электронная форма при этом, понятно, тоже не запрещается). В их число абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ включает налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся ими, но освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика (разумеется, при условии, что они не относятся к крупнейшим налогоплательщикам и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек).
Пример 1
Индивидуальный предприниматель (плательщик упрощенного налога в связи с применением УСНО) арендует помещение — муниципальное имущество. В штате индивидуального предпринимателя числится 10 наемных работников.
Каков порядок действий ИП по части исчисления НДС в этом случае?
ИП — арендатор муниципального имущества в силу п. 3 ст. 161 НК РФ обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и внести в бюджет соответствующую сумму налога.
Выполняя обязанность налогового агента по НДС, «упрощенец» не позднее пяти календарных дней после расчетов должен сам себе выписать счет-фактуру в одном экземпляре. Этот документ он зарегистрирует в разд. 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета (п. 2 Правил ведения журнала учета счетов-фактур*(3)).
Обращаем ваше внимание: обязанность вести журнал учета счетов-фактур «упрощенцами» — налоговыми агентами или теми, кто добровольно выписывает счета-фактуры, с 2015 года отменяется. Такой вывод можно сделать из п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 238-Ф3 (см. следующий раздел статьи).
Несмотря на то, что Налоговым кодексом предусмотрено ведение книг покупок и продаж лишь плательщиками НДС (п. 3 ст. 169), для рассматриваемого случая рекомендуем заполнить книгу продаж, сделав в ней соответствующие записи (п. 3 Правил ведения книги продаж*(4)).
Поскольку правом на вычет НДС «упрощенец», будучи неплательщиком НДС, не располагает (п. 3 ст. 171 НК РФ), книгу покупок ему оформлять не нужно.
В 2015 (как и в предыдущем) году коммерсант вправе сдать декларацию по НДС на бумажном носителе. Это следует из абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, а также подтверждено пп. 2 п. 6 разд. II «Общие требования к порядку заполнения декларации» проекта нового порядка заполнения декларации по НДС, согласно которому на бумажном носителе по установленной форме вправе представить декларацию в налоговые органы по месту своего учета налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога.
Если налоговые агенты («спецрежимники» или плательщики НДС, освобожденные от обязанности уплаты налога) выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица, с января 2015 года они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. На это указывает норма абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ, вступившая в силу 01.01.2015*(5).
Кстати, она (налоговая норма) конкретизирует — в абз. 3 п. 5 ст. 174 речь идет о предпринимательской деятельности:
— на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента);
— на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции);
— при выполнении функций застройщика.
Обратите внимание! Декларация по НДС, оформленная на бумаге (для тех, кому законодатель такой возможности не предоставил*(6)), не будет считаться представленной. Это означает, что налогоплательщиков, нарушивших форму подачи декларации, могут привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ*(7). Такое правило следует из обновленных (в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-Ф3) норм п. 4 ст. 174 НК РФ. Причем, если компания не отчитается в электронном виде, через 10 дней после срока сдачи отчетности ей грозит блокировка счета.
Напомним, в прошлом году за бумажную декларацию налогоплательщика могли «наказать» по ст. 119.1 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. (письма ФНС России от 10.02.2014 N ГД-4-3/2149@, от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831).
Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур — не для всех
Корректировки, внесенные в ст. 169 НК РФ федеральными законами от 20.04.2014 N 81-ФЗ и от 21.07.2014 N 238-ФЗ, определили следующее положение дел по части ведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур.
Примечание. С 1 января 2015 года обязанность вести журнал учета счетов-фактур останется только у тех, кто ведет посредническую деятельность.
Большая масса налогоплательщиков от этой обязанности с января 2015 года освобождена. (Действительно, отражаемая в журнале учета информация дублируется в книге покупок и книге продаж, а обязанность ведения названных НДС-регистров сохраняется.)
Учитывать счета-фактуры в журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур в силу п. 3.1 ст. 169 НК РФ по-прежнему будут те, кто ведет посредническую деятельность. Это уже знакомый нам круг лиц:
— комиссионеры, действующие на основании договоров комиссии, и агенты, действующие в соответствии с агентскими договорами, предусматривающими реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени агента (абз. 1);
— экспедиторы, осуществляющие деятельность на основании договора транспортной экспедиции, в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров (абз. 2). Кстати, если экспедитор не является плательщиком НДС либо освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика, он ведет журнал учета счетов-фактур при условии, что в налоговых доходах учитывает лишь вознаграждение по сделке (абз. 3). То есть речь в данном случае идет об экспедиторах, помогающих организовать перевозку, но не выполняющих ее самостоятельно;
— застройщики (абз. 1).
Обратите внимание! В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в п. 3.1 ст. 169 НК РФ договоров.
Названные лица (неплательщики НДС, а также «освобожденцы» по ст. 145 и 145.1 НК РФ) в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны отчитаться перед налоговыми органами.
Как? Путем сдачи (по месту своего учета) соответствующего журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Журнал учета представляется по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Об этом сказано в п. 5.2 ст. 174 НК РФ*(8) — нормы, начавшей действовать с 01.01.2015.
Заметим, сроки для сдачи журнала учета счетов-фактур в электронной форме сегодня ограничены именно этой датой (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Возможно, законодатель, изменив сроки сдачи отчетности с 20-е на 25-е число (об этом мы поговорим в следующем разделе статьи), попросту забыл про п. 5.2 ст. 174 НК РФ.
Пример 2
Индивидуальный предприниматель (является плательщиком упрощенного налога в связи с применением УСНО) в январе 2015 года реализует товары на основе договоров комиссии. Комитент — плательщик НДС.
В данном случае ИП — комиссионер, торгующий от своего имени товаром комитента.
По общему правилу посредники-"упрощенцы" не платят НДС в бюджет и не подают декларацию по этому налогу. Но они перевыставляют счета-фактуры на сумму реализуемых для комитента товаров, выделяя в них сумму НДС (разумеется, если комитент является плательщиком НДС), а также ведут журнал учета этих счетов-фактур. В 2015 году, скажем еще раз, данная обязанность для них сохраняется (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Счет-фактура выписывается по общим правилам — не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара. Этот документ регистрируется в ч. 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета.
Соответствующие данные по выставленному покупателю товара счету-фактуре посредник передаст комитенту, а тот, в свою очередь, составит (на их основании) на имя посредника счет-фактуру.
Полученный документ регистрируется в ч. 2 «Полученные счета-фактуры» журнала учета (п. 3 ст. 168 НК РФ, абз. 6 п. 7 и абз. 4 п. 11 Правил ведения журнала учета).
Для отражения сведений о посреднической деятельности в журнале учета счетов-фактур отведены специальные графы. (Напомним, соответствующие коррективы НДС-документации действуют с октября 2014 года*(9)).
В графах 10-12 ч. 1 журнала, в частности, посредники отражают наименование продавца (комитента в рассматриваемом случае), участвующего в сделке, его ИНН, КПП, а также номер и дату полученного от него счета-фактуры. Эти сведения будут дублировать информацию из граф 4, 8 и 9 ч. 2 журнала*(10).
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур индивидуальный предприниматель — комиссионер-"упрощенец" представит в электронном виде в установленный НК РФ срок (до 20.04.2015) в налоговую инспекцию по месту своего учета.
Налоговая декларация — 2015, или Поговорим о создании информационной базы
Начиная с отчетности за I квартал 2015 года декларацию по НДС нужно будет представлять по новой форме. Пока таковая (собственно, и порядок ее заполнения) — лишь проект*(11), время на воплощение которого в жизнь (а это произойдет, вне всяких сомнений) у законодателя имеется.
Судя по проекту, в форме новой налоговой декларации разд. 1-7 останутся почти в том же виде (изменения если и будут, то незначительные). Зато в ней появятся новые разделы:
— 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (с приложением 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок»);
— 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» (с приложением 1 «Сведения из дополнительных листов книги продаж»);
— 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, отражаемых за истекший налоговый период»;
— 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, отражаемых за истекший налоговый период»;
— 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации».
Как видим, разд. 8 и 9 включают в себя сведения из книги покупок и книги продаж. Эта информация будет поступать в ФНС для проверки налоговых вычетов у покупателей и суммы НДС, исчисленной с налоговой базы, у продавцов. Подобные мероприятия помогут налоговикам создать некую информационную базу, с помощью которой они легко смогут найти несоответствия сумм налога, заявленных к вычету, по каждому контрагенту.
Но база данных была бы неполной, если бы не затрагивала посреднические сделки (разд. 10 и 11).
При приобретении товаров или услуг через посредников (как плательщиков, так и неплательщиков НДС, но в любом случае выставляющих счета-фактуры) покупатель — плательщик НДС вправе заявить налоговый вычет. А у посредников в книге продаж соответствующая сумма не отражается. Именно поэтому последних обязали отчитаться с помощью журнала полученных и выставленных счетов-фактур. На основании этих данных налоговики смогут выйти на комитентов (принципалов) и опять-таки сопоставить данные покупателя с его декларацией.
Ну и, наконец, последний (12-й) раздел будут заполнять те, кто по той или иной причине выставил счет-фактуру с выделенной суммой налога (хотя не должен был). Здесь имеются в виду лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога, а также налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При наличии выявленных расхождений контролеры, понятно, будут действовать. В лучшем случае потребуют дать (по ТКС) пояснения. В худшем — придут (без предупреждения) с осмотром территории, помещений и предметов в ходе камеральной или выездной проверки.
Обратите внимание! Если налоговики выявят противоречия в декларации по НДС либо расхождение данных с контрагентами (к примеру, если данные поставщика или журнала учета посредника не соответствуют отчетности покупателя или комитента), они могут затребовать счета-фактуры, «первичку» и другие документы. Контролеры вправе будут запросить документы, если выявленные недочеты свидетельствуют о том, что компания занизила НДС или завысила сумму налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную либо камеральную налоговую проверку на основе декларации по НДС, в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.
Данное мероприятие производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
О сроках сдачи декларации по НДС
И, наконец, поговорим о сроках сдачи декларации по НДС.
Статья 174 НК РФ с 2015 года выступает в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, в результате чего сроки сдачи декларации сдвинуты на пять дней (привычное нам 20-е заменяется на 25-е число).
К сведению. На наш взгляд, новые сроки можно применить уже при сдаче декларации за IV квартал 2014 года. Такой вывод следует из ст. 4 Федерального закона N 382-ФЗ*(12) с учетом нормы п. 4 ст. 5 НК РФ*(13). Однако официальные органы по этому поводу не высказывались, их мнение может быть иным.
* * *
Подытожим информацию по основным изменениям, которые подробно рассмотрены в настоящей статье.
С 01.01.2015 налогоплательщики обязаны представлять декларации по НДС в электронном виде. Сделать это нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в декларацию включаются сведения, указанные:
— в книге покупок и книге продаж налогоплательщика;
— в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Правило распространяется на случаи выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. При этом указываются сведения в отношении посреднической деятельности;
— в выставленных (с выделенной суммой налога) счетах-фактурах. Это касается лиц, названных в п. 5 ст. 173 НК РФ.
Именно поэтому НДС-документы «автоматически» переводятся в электронный формат.
Налоговые агенты (в соответствии со ст. 161 НК РФ) — неплательщики НДС или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, вправе представить декларацию по НДС либо на бумажном носителе, либо по ТКС в электронном виде. Это следует из абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ.
Обязательной регистрация счетов-фактур в журнале их учета останется лишь для тех, кто оказывает посреднические услуги. Они же (комиссионеры, агенты, оказывающие посреднические услуги от своего имени, экспедиторы, застройщики) будут включать в свой отчет информацию из этого журнала (п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
главный редактор журнала «Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения»
«Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2015 г.
*(1) См. пункты 2 и 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, 3 ст. 346.1, п. 11 ст. 346.43 НК РФ.
*(2) Статьи 145 и 145.1 НК РФ.
*(3) Приложение 3 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
*(4) Приложение 5 к Постановлению Правительства РФ N 1137.
*(5) Пункт 5 ст. 24 Федерального закона N 134-ФЗ.
*(6) Напомним, как в прошлом (2014-м), так и в нынешнем (2015-м) году на бумаге вправе отчитаться налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или освобожденные от исполнения обязанностей по уплате этого налога (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ и Письмо ФНС России от 26.02.2014 N ГД-3-3/780@). Полагаем, в той же категории окажутся лица, которые представляют единую (упрощенную) налоговую декларацию (разъяснения по данной ситуации относительно прошлых периодов представлены в письмах ФНС России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132 и от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594.
*(7) Согласно данной норме непредставление (в установленный срок) налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
*(8) Названная норма введена Федеральным законом N 134-ФЗ в редакции Федерального закона N 238-ФЗ.
*(9) См. Постановление Правительства РФ N 1137 в редакции Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 735.
*(10) Дополнительно см. статью Е.В. Карповой «НДС-документация при посреднических сделках», N 20, 2014.
*(11) Письмом ФНС России от 07.11.2014 N ГД-4-3/22847 Приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по НДС в электронной форме» направлен на государственную регистрацию в Минюст. Для ознакомления налогоплательщиков указанный приказ размещен на сайте ФНС www.nalog.ru (см. Письмо ФНС России от 10.11.2014 N ЕД-4-15/22994).
*(12) В силу его ст. 4 рассматриваемый закон вступает в силу с 01.01.2015, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.11.2014) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
*(13) Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Еще статьи из этого раздела
- Весенняя сессия Госдумы – 2022: ключевые социальные, экономические, налоговые и иные законодательные инициативы
- Как пандемия изменила отношение к онлайн-покупкам?
- Высшее образование на дистанте: что будет дальше?
- Внесудебное банкротство гражданина: новая процедура списания безнадежных долгов
- Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот