«Гарант-Сервис» г. Красноярск
Информационно-правовое обеспечение Красноярского края

Организация планирует заключить трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь для работы вахтовым методом

По общему правилу осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).

В частности, заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу рассматривается с учетом квот на выдачу таких разрешений, если они установлены Правительством РФ (п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Нормами п. 9 ст. 13.1, пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность работодателей уведомлять территориальные органы Федеральной миграционной службы, органы исполнительной власти, ведающие вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, налоговые органы о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Однако в отношении граждан Республики Беларусь действуют нормы п. 5 ст. 14 Договора «О создании Союзного государства» (Москва, 08.12.1999), п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение N 4), ст.ст. 3, 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998), согласно которым гражданам Республики Беларусь и РФ обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Республики Беларусь и РФ; при трудоустройстве в российские организации граждане Белоруссии приравниваются к гражданам России; действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется. Поэтому у работодателя отсутствует обязанность, предусмотренная п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, уведомлять Федеральную миграционную службу и Фонд занятости. Такие разъяснения даются на официальном сайте Федеральной миграционной службы, ознакомиться с которыми можно в сети «Интернет», перейдя по ссылке: http://www.fms.gov.ru/treatment/review/list.php?ID=898 или http://www.fms.gov.ru/treatment/review/list.php?ID=892 (смотрите ответ на вопрос: «Должен ли работодатель сообщать о приеме на работу гражданина Республики Беларусь в Федеральную миграционную службу и Фонд занятости?»).

В отношении обязанности работодателей при привлечении к трудовой деятельности граждан Белоруссии уведомить налоговый орган в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, какие-либо разъяснения компетентных органов отсутствуют. Поэтому рекомендуем либо направить соответствующее уведомление, либо обратиться в налоговый орган за официальными разъяснениями.

С 1 января 2012 года вступило в силу Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) (далее — Соглашение), которым в отношении граждан стран-участников соглашения (Республика Беларусь, Республика Казахстан, РФ) установлен ряд преференций.

Так, в соответствии со ст. 3 Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств-сторон. При этом под трудовой понимается деятельность трудящегося-мигранта, осуществляемая им на территории государства трудоустройства в соответствии с его законодательством на основании трудового договора (ст. 1 Соглашения). Таким образом, льготы, предусмотренные этим Соглашением, применяются исключительно в рамках трудовых отношений и не распространяются на отношения, связанные с выполнением работы на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

С учетом изложенного на граждан Республики Беларусь, принимаемых российской организацией на работу по трудовому договору, не распространяется требование о необходимости получения разрешения на работу, а соответственно, и квота на выдачу таких разрешений. Следует отметить, что в отношении граждан Белоруссии эти требования не распространялись и ранее, до вступления в силу Соглашения, на основании приведенных выше норм Решения и Договоров между Белоруссией и РФ.

В соответствии со ст. 4 Соглашения трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора. Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства (в рассматриваемом случае — ст. 65 ТК РФ), а также документ(ы), подтверждающий(е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства.

Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, при приеме на работу иностранного гражданина (в том числе Белоруссии) необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом, регламентированы главой 47 ТК РФ. Среди лиц, которые не могут привлекаться к данным работам в силу ст. 298 ТК РФ, иностранные граждане не указаны. Следовательно, прием граждан республики Беларусь на работу вахтовым методом производится в том же порядке, что и граждан РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что указанные нормативные акты не отменяют обязанностей работодателей, предусмотренных законодательством о миграционном учете. В частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо работает, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.

Вместе с тем в силу ст. 5 Соглашения сам гражданин Белоруссии и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора с работодателем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела