«Гарант-Сервис» г. Красноярск
Информационно-правовое обеспечение Красноярского края

Новый закон о бухучете. Готовимся

Новый закон о бухучете. Готовимся
В декабре Президент РФ подписал новый закон о бухгалтерском учете*(1). Он вступает в силу с 2013 года, однако подготовиться к этому событию стоит уже сейчас.

Новый закон содержит ряд новаций, которые, вполне возможно, повлияют на работу бухгалтера. Сравним положения действующего*(2) и нового закона. Информацию, которая напрямую не касается работы бухгалтера, мы рассматривать не будем.

Кто должен вести учет

Новый закон распространяется на все организации (в т.ч. бюджетные). В документе они именуются экономическими субъектами*(3). Это значит, что с 1 января 2013 года компании-"упрощенцы" будут обязаны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. Напомним, что сейчас они могут вести учет лишь основных средств и нематериальных активов.

В число упомянутых «субъектов» включены предприниматели, адвокаты и нотариусы. Причем для предпринимателей и «лиц, занимающихся частной практикой» предусмотрены определенные поблажки. Если они ведут учет доходов и расходов по налоговому законодательству, то вести бухгалтерский учет они не обязаны. На адвокатов и нотариусов данное положение не распространяется.

Аналогичная льгота установлена для филиалов, представительств или «иных структурных подразделений» иностранных компаний. Но также при условии, что они ведут налоговый учет доходов и расходов по российским законам*(4).

Кто может быть бухгалтером

Согласно новому закону учет в компании должен вести:
— главный бухгалтер;
— «иное должностное лицо»;
— сторонняя организация, предприниматель или обычное физлицо.

Как и сейчас, руководитель фирмы будет вправе вести бухучет лично. Но только при одном условии: компания, которую он возглавляет, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства*(5). В иных случаях ему нужно будет нанять бухгалтера или передать ведение бухучета на аутсорсинг.

Действующий закон не содержит требований к стажу или квалификации бухгалтера организации. В новом законе такие требования есть. Так, главный бухгалтер или «иное должностное лицо», ведущее учет в открытых акционерных обществах, страховых компаниях, инвестиционных и пенсионных фондах и т.д.*(6) должны:

— иметь высшее профессиональное образование;
— иметь стаж работы, связанной с ведением учета, составлением бухотчетности либо аудитом, не менее трех из последних пяти лет. При отсутствии высшего профильного образования стаж должен составлять не меньше пяти из последних семи лет;
— не иметь неснятой или непогашенной судимости в сфере экономики.

Аналогичные требования предъявляются и к другим лицам, которым поручено ведение учета. А если бухучет ведет сторонняя фирма, то в ее штате должен быть хотя бы один человек, соответствующий этим требованиям. Причем с ним должен быть заключен именно трудовой договор.

Правда, закон не устанавливает каких-либо санкций за нарушение требований к квалификации бухгалтера. Более того, по новому закону их вообще можно не учитывать, если по состоянию на 1 января 2013 года учет уже ведется лицом, которое им не соответствует*(7).

А вот для главного бухгалтера ООО или ЗАО закон каких-либо особых требований не предъявляет.

Как оформлять первичку

В этой части новый закон содержит ряд новых положений. В настоящее время первичный документ принимают к учету, если его форма есть «в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». Лишь в противном случае форма документа может быть разработана компанией самостоятельно.

В новом законе подобного требования уже нет: любой документ может быть разработан компанией. Есть его форма в альбомах или нет, не важно. Он должен содержать обязательные реквизиты*(8). Перечень их фактически не изменился.

Руководитель с 2013 года будет обязан утверждать формы всех первичных документов.

С 1 января года первичка может быть составлена в электронном виде. Теперь это прямо предусмотрено законом *(9). Такой документ должен быть подписан электронной подписью.

Некоторые поправки коснулись изымаемой первички. По старому закону компания могла сделать с нее копии лишь "с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов"*(10). По новому закону снимать копии можно будет без какого-либо разрешения*(11).

Как составить регистры

Новый закон устанавливает перечень обязательных реквизитов регистров бухучета*(12). Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель компании. Как и прежде, регистры можно вести либо на бумаге, либо в электронном виде. Правда, по новому закону «электронные» регистры должны заверяться электронной цифровой подписью. Что касается распечатки регистров на бумаге, оформления их копий при изъятии, то здесь применяют те же правила, что и в отношении первички.

Как провести инвентаризацию

Напомним, что в действующем законе есть перечень случаев, в которых фирма провести инвентаризацию обязана*(13). В новом законе такого перечня нет. Он лишь содержит отсылку к «законодательству Российской Федерации» и «федеральным и отраслевым стандартам». В настоящее время к такому «федеральному стандарту» можно, в частности, отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(14). Если в него изменения внесены не будут, то перечень случаев «обязательной инвентаризации» можно найти в пункт 27 этого документа.

Определенные новации затронули и дату отражения результатов инвентаризации. По новому закону их учитывают "в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую...«*(15). Иными словами, если инвентаризацию проводят на 1 декабря, то и результаты ее отражают в декабре. В настоящее время их нужно учесть в месяце окончания инвентаризации, а по годовой инвентаризации — в отчетности за год. Эта норма зафиксирована не в законе, а в пункте 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств*(16).
В. Верещака,
руководитель спецпроектов издательства „Гарант-Пресс“

Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2012 г.


*(1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее — Закон N 129-ФЗ)
*(3) п. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ
*(4) п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ
*(5) п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ
*(6) п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ
*(7) п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ
*(8) ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(9) п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(10) п. 8 ст. 9 Закона N 129-ФЗ
*(11) п. 8 ст. 9 Закона N 402-ФЗ
*(12) п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ
*(13) п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ
*(14) утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
*(15) п. 4 ст. 11 Закон N 402-ФЗ
*(16) утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49